Своя машина, такси или каршеринг: что дешевле

В последние годы даже автомобилисты со стажем, когда приходит время поменять машину, задумываются: не лучше ли пересесть на такси и каршеринг? Как показал опрос ВЦИОМ, 20% автовладельцев в России в 2018 году были готовы реже пользоваться личным автомобилем, а 5% — и вовсе отказаться от него. Зачастую — из соображений экономии: считается, что новые сервисы каршеринга и такси обходятся дешевле своей машины. Так ли это?

Мы рассчитали, сколько составят расходы на личное авто, такси и каршеринг в Москве за год. Выяснилось, что самый бюджетный действительно каршеринг, но только если использовать его для непродолжительных поездок. Если приходится много и часто ездить, личный автомобиль становится выгоднее, чем взятый в каршеринге или такси.

Сравнение затрат на личный автомобиль, такси и каршеринг за год (в рублях)

Характер поездок Километраж в сутки Новый автомобиль Такси Каршеринг1
Обычный 35,8 295 975 504 000 259 200
Активный 55,8 324 055 792 000 345 600

Если вы готовы пересесть на арендованную машину, можно начать тратить меньше, а сэкономленное — вложить, например в ETF на акции российских компаний. Так вы сможете ежемесячно получать пассивный доход. Например, если бы вы вложили 446 тыс. рублей (столько можно сэкономить за год, активно пользуясь каршерингом вместо такси) в январе 2018 года, то в январе 2019 года получили бы доход почти 70 тыс. рублей. Подробнее о годовой доходности ETF можно прочитать здесь.

КАК МЫ СЧИТАЛИ

Мы взяли распорядок дня среднестатистического москвича: 5 раз в неделю он ездит из спального района в центр города на работу и обратно. Средняя длина такого маршрута в одну сторону — 17,9 км, говорится в исследовании Яндекса. В обе стороны, соответственно, 35,8 км. У особенно активных автомобилистов, которые часто ездят в другие части города по магазинам или забирают детей из школ, например, километраж может быть больше, в среднем на 20 км. Мы подсчитали оба варианта — базовый и активный.

Расходы на личный автомобиль за год с учетом его покупки

Характер поездок Длина поездок (в км) Потеря в стоимости за год Бензин Транспортный налог ОСАГО и КАСКО Парковка для резидента в Москве Прочие расходы Общая сумма расходов
Обычный 13 067 140 000 50 400 3 075 70 000 3 000 29 500 295 975
Активный 20 367 140 000 78 480 3 075 70 000 3 000 29 500 324 055

Потеря стоимости после покупки. Сразу после продажи машина тут же потеряет 10% в цене (а за три года — 30%). Средневзвешенная цена нового автомобиля в России в 2018 году составила 1,4 млн рублей, по подсчетам агентства «Автостат». Значит, потеря в стоимости в первый год составит 140 тыс. рублей. И это тоже относится к неизбежным расходам на использование автомобиля.

Бензин. По данным производителя, за 100 км дороги седан класса В расходует 6 л бензина. Но реальный расход топлива, согласно исследованию Международного совета по экологически чистому транспорту, обычно на 42% выше заявленного, то есть примерно 8,5 л. Мы рассчитывали стоимость использования личного автомобиля с учетом этой цифры. В январе 2019 года литр бензина в Москве стоил примерно 46 рублей. Значит, в год на бензин уйдет 50,4 тыс. рублей при обычной или 78,5 тыс. рублей при активной езде.

Содержание машины

  • Транспортный налог. В Москве за машину с двигателем в 123 л. с. он составляет чуть больше 3 тыс. рублей в год.
  • Страховые полисы. ОСАГО придется покупать обязательно. Базовая ставка по ЦБ на ОСАГО — от 2 746 до 4 942 рублей в год. Но по факту платить за него придется от 10 тыс. рублей (итоговая стоимость зависит от множества параметров, в том числе возраста водителя и машины). Проверьте, сколько ОСАГО будет стоить для вас на калькуляторе. Полис КАСКО не обязателен, стоит от 60 тыс. рублей в год.
  • Оплата парковки. Парковка у дома — 3 тыс. рублей в центре при наличии резидентского разрешения. В спальных районах пока паркуются бесплатно.
  • Прочие расходы. Техобслуживание — 15 тыс. рублей в год в среднем. Штрафы — 500 рублей (столько, по данным Яндекса, платят в год большинство россиян). Мойка — по минимуму 1,5 тыс. рублей (два раза за год). Замена резины — 2,5 тыс. рублей (тоже за два раза). На небольшой ремонт надо заложить еще хотя бы 10 тыс. рублей. Итого: 29,5 тыс. рублей.

Расходы на такси за год (в рублях)

Характер поездок Километраж В день В месяц В год
Обычный 35,8 1 400 42 000 504 000
Активный 55,8 2 200 66 000 792 000

Километр на такси по Москве в среднем стоит 40 рублей. В 1,4 тыс. рублей будут обходиться 35,8 км на такси из спального района в центр и обратно. В 2,2 тыс. рублей — 55,8 км. И это только в том случае, если вы совершаете две длинные поездки за день: из дома на работу и обратно. Если километраж делится на несколько коротких поездок, то в совокупности они обойдутся дороже в два-три раза.

Расходы на каршеринг (в рублях)

Характер поездки Время поездки Стоимость поездки за минуту В день В месяц В год
Обычный 1,5 часа 8 730 21 600 259 200
Активный 2 часа 8 840 28 800 345 600

Каршеринг — это сервис аренды автомобиля. Клиент платит за использование машины «по счетчику» — поминутно. Все прочие расходы: страховку, бензин, ремонт — берет на себя сервис.  Короткие поездки, которые занимают 5-6 минут (например, от станции метро до дома), стоят в среднем 40 рублей. Если брать машину в сервисе каждый день на 1,5 часа (примерно столько времени потребуется, чтобы проехать 35,8 км с учетом московских пробок), то по среднему тарифу вы отдадите 730 рублей в день. За год — 259 тыс. рублей.

И это самый дешевый вариант, если вы ездите не очень много. Расходы на личный автомобиль в Москве, без учета его покупки, составят более чем 295 тыс. рублей (в основном за счет потери в стоимости). Но с увеличением километража, а значит, и времени поездок, собственный автомобиль оказывается выгоднее. Такси — самый дорогой вариант при любых условиях: за год на него и вовсе потребуется 504 тыс. рублей. Обращайтесь с деньгами по-взрослому, рационально: по возможности не тратьте лишнего, а свободные средства — инвестируйте.   

1Усредненное значение по ценам в нескольких сервисах на февраль 2019: Яндекс.Драйв, Делимобиль, CAR5, Belkacar.

Получать свежие статьи
Расскажем как накопить.
Подпишитесь на рассылку
Оставляя email, вы даете согласие на обработку персональных данных